Kannesteinen

Норвегия, июль 2008 | Впечатления кратко

Хотелось, конечно, всего и сразу 🙂 В итоге длительных размышлений и мучительных урезаний мечт остановились для первого раза на изучении центрально-фьордовой части. Недели зависания в интернете, часы перелопачивания разнообразнейшей информации и — вуа-ля — план нарисовался.

Впрочем, по ходу путешествия мы внесли немало изменений в первоначальный маршрут: сворачивали к достопримечательностям, обозначенным на картах, взятых на месте; сокращали программу пребывания в городах и т.п. Неизменными оставались места ночевок, так нам было спокойнее – не надо было тратить драгоценное время на съезды к очередному кемпингу и выяснение того, есть ли свободный домик на сегодня…

Нитка маршрута по Норвегии:

Из Стокгольма в Trondheim — Atlanterhavsveien (Атлантическая дорога) — Trollstigen (Лестница Троллей) — фьорд Geiranger — остров Runde — Kannesteinen — озеро Hornindalsvatn — ледник Bricksdalbreen — озеро Strynevatnet — дорога Strynefjellsvegen — дорога Sognefjellvegen — туннель Laerdaltunneln — Bergen — Preikestolen — и, минуя Осло, обратно в Швецию.

О природе:

  • Красоты Норвегии словесному описанию не поддаются (да там и междометий-то не хватает! 🙂 ). Она и ошеломляюща, и умиротворяюща, и сурова, и задумчива… Короче, там понимаешь реальный смысл выражения «сердце разрывается от восторга»… Горы, фьорды, озера, водопады — нет, право слово, передать чувства от созерцания их не получиться, надо видеть своими глазами.
  • В Скандинавии потрясли (реально потрясли!) пресловутые олени-лоси, бродящие по дорогам как по дому родному. Нет, конечно, я читала в чужих отчетах про встречи с ними на дорогах Финляндии, но не думала, что нам самим придется уворачиваться от оленей в Швеции и лосихи с лосенком в Норвегии 🙂

О погоде:

  • В июле в Норвегии можно фактически пронаблюдать все четыре времени года: мы за один день, бывало, проезжали от +29° (на берегу фьорда) до +7° (на окруженной снегами и льдами горной дороге) с переходами в виде зацветающих растеньицев, а то и, как это ни странно, начинающих желтеть березок.

О дорогах и передвижению по ним:

  • Водитель у нас был один (я). Так вот, не кривя душой ни полкапли, утверждаю: вождение по финно-шведо-норвежским дорогам не то, что не утомляет, а напротив — доставляет удовольствие (хочу туда еще раз, хотя бы из-за этого!). Пробок не видели нигде, даже в Стокгольме в утро пон-ка, когда народ явно пилил на работу, все было, скажем так, по-человечески 🙂
  • А в Норвегии дороги вообще пустые. И местами по этой причине – «одноколейные», с карманами для разъезда встречных машин. Добавляет адреналина на горных дорожках 🙂
  • В Норвегии трогательно организован ремонт дорог. Поскольку, как сказано выше, дороги — узкие, проезд по ремонтируемой трассе возможен только при условии, что встречные стоят и тебя ждут. Со светофорами норвеги решили не связываться, и в каждом таком «засадном» месте нас поджидал специально обученный человек 🙂 в зеленом жилете, тормозящий поток (хотя какой там, право, поток), пока не подъедет специальная машинка, за которой хвостиком следуют встречные; встречные уезжают, машинка разворачивается, вы пристраиваетесь за ней и гуськом едете 🙂
  • Путь по России: дорога «туда» далась много легче, практически не доставив проблем (отчасти потому, что выехали из Москвы в три ночи субботы по пустой трассе; отчасти потому, что путь «туда» вообще всегда – независимо от вида транспорта – мне дается проще, в ожиданиях и предвкушениях не обращаешь внимания на какие-то несуразности). А вот возвращение обратно… тяжело 🙁 И это был первый раз за всю поездку, когда я пожалела, что не могу быть пассажиром (хотя и им было невесело): воскресенье, жара, фуры, дачники, гаишники под каждым кустом (no comments!), ремонты дороги, а местами ее раздолбанность – в общем, все прелести жизни отечественного автомобилиста
  • Покатавшись по Норвегии, теперь брежу о временах, когда так же – т.е. без особых забот и хлопот — можно будет ездить по России (мечтаю, как минимум, о Карелии и Байкале). Пока что, к сожалению, напряжно и, отчасти, страшно. И здесь я не только и не столько о качестве дорог и т.п., сколько о заботе об автопутешественниках. Разнообразно оборудованные кемпинги – само собой. Но более всего нас, казалось бы, уже ко многому хорошему привычных, впечатлили разного рода стоянки и стояночки вдоль дорог – для таких, как мы, «передвиженцев»: как просто площадки для остановки, где можно выйти и ноги размять, так и площадки для отдыха со столами-скамьями, а много где – и с туалетами, чистейшими и в обязательном порядке (да!!!) с мылом и туалетной бумагой.

О городах:

Мы особо и не планировали тусоваться по местным городам, а в итоге вообще были только в двух (остальную программу сократили по ходу дела):

  • Тронхейм: бродили мы там в наш, по сути, первый день в Норвегии. Уютный, приятный городок, с типичной для ганзейских городов набережной
  • Берген: в принципе, туда хотелось попасть. Но — то ли по той причине, что к моменту приезда в Берген уже наступил определенный перебор во впечатлениях, то ли из-за смурной погоды, то ли по какой другой причине, — но город особого энтузиазма не вызвал. Планировали провести там день, но, не погуляв по Бергену и трех часов, мы оттуда уехали.

О людях:

  • Любопытно: в первые же дни обратили внимание на пустынность проезжаемых мест — даже в редких поселочках не было видно торопящихся по своим делам или просто гуляющих людей, в магазинах — покупателей раз-два и обчелся, на дорогах, как я уже говорила, машины тоже редко попадаются… Правда, по мере продвижения на юг (ну и с посещением «злачных» туристических мест, вроде Гейрангера или Прекестолена) это ощущение подвыветрилось.
  • В какой-то момент поймала себя на мысли, что норвежцы внешне совсем не соответствуют моим представлениям о мужественной скандинавской красоте. Вот шведы — те, да, высокие блондины с голубыми глазами. А норвежцы… производят впечатление угасающей нации, скажем так. Потом вспомнились дороги через горные перевалы, перекрытые большую часть года, труднодоступность и малонаселенность обжитых мест…
  • Зато «характер нордический» как раз представлен в полной мере: все делается с чувством собственного достоинства, без излишней суеты и шума. В этом плане мне север (глобально) много ближе, чем юг.

Резюме:

  • Норвегией я заболела. И вернусь туда рано или поздно 🙂 И именно на авто. Естественно, с «первооткрыванием» новых красот (хотя в некоторые места хочется приехать и по второму кругу)…

Один комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *