Lisbon

Португалия, июнь 2007 | Из запомнившегося

Мои маршруты

Основная точка базирования была в Монте Эшториле: на Лиссабонской Ривьере, как на сочинском побережье, один городок плавно перетекает в другой, и Эшторил плавно вливается в Кашкайш, а точняк на полпути между их центрами располагается Монте Эшторил. По чудной океанской набережной прогуляться от Кашкайша до Эшторила — минут так 40-50 неспешным шагом (это к вопросу о расстояниях).

До Лиссабона можно без проблем добраться на электричке — 30-40 минут езды вдоль океана и вот он — вокзал Cais do Sodre практически в самом центре столицы Португалии. Ходят электрички каждые 15-20 минут с раннего утра и до очень позднего вечера. Цена вопроса 1,60 Eur (разовый билет в одну сторону).

С автовокзала в Кашкайше ходят автобусы до мыса Рок (см.на карте выше: в верхнем левом углу — зеленый нос, упирающийся в шкалу) и Синтры (на той же карте: чуть правее). For info: в 2007 году билет на автобус (маршрут No.403) стоил 2,50 Eur до Cabo da Roca и 3,25 Eur — до Sintra.

Знакомые лиссабонцы прокатили на машине до мыса Эспишел (от моста 25 апреля/статуи Христа — около 40км). И это, скажу я вам, место, однозначно, стоящее посещения! Хотя в путеводителях про него если и пишут, то буквально одной строкой…

cabo espichel route

И два дня шарились с друзьями по Порту и окрестностям на машине.

porto route

Мой личный рейтинг достопримечательностей:

  1. мыс Эспишел.
  2. Синтра: Мавританская крепость и пешеходная тропа-спуск от крепости к Синтре.
  3. Лиссабон: монастырь Жеронимуш.
  4. Монастырь Алкобаса.
  5. Лиссабон: район Алфама.

Этот список отнюдь не означает, что мне не понравились другие места, просто в вышеперечисленных я зависала надолго, при том периодически забывая дышать 🙂 

Некоторые впечатления от увиденного:

  • Кашкайш/Эшторил
    • Для тех, кто любит купаться в море и валяться на пляжу, отдых на Лиссабонской Ривьере, пожалуй, – не вариант: полоска пляжа – узенькая, во время приливов (весьма заметных) становится еще уже, местной португальской молодежи навалом (детские сады группами приводят купаться, школьников – толпы) со всеми вытекающими последствиями. К тому же и температура воды в океане – на любителя…
    • Зато для ценителей утренних/вечерних моционов вдоль океанского берега – местечко, что надо: пешеходная набережная вьется по берегу на протяжении нескольких километров, каждые 50 метров – скамеечки для притомившихся (ну, или для любителей помедитировать, глядя на солнце, уходящее за морской горизонт, – кому какая формулировка больше нравится 🙂 )…
    • Сами городки – довольны уютные и, я бы сказала, обаятельные. И чувствуется, что это курортная зона для португальцев побогаче: местные виллы заметно отличаются от домушек в других районах страны.
    • Главная «фишка» Эшторила – местное казино, одно из крупнейших в Европе, и гольф-поля. Кашкайш – это, прежде всего, яхты.
  • Синтра
    • Сказочное место. В первую очередь, на роль «сказочности» претендует дворец Пенья, навевающий ассоциации с дворцом из заставки к диснеевским мультикам. Впрочем, на меня наибольшее впечатление произвела возвышающаяся над городом мавританская крепость — карабкаться по вьющейся по вершине холма ленте крепостной стены, любоваться на живописные окрестности и представлять, как веке эдак в 9-10-ом мавры стаскивали камни с окрестных гор для строительства, как им казалось, неприступной цитадели…
    • Если есть силы на пешие прогулки — рекомендую не кататься на автобусе кругового маршрута No.434 от одной достопримечательности к другой, а прогуляться пешочком по парку да Пенья, а потом — по каменистой тропе от мавританской крепости вниз к центру Синтры.
  • Лиссабон
    • Попытаюсь чуть подробнее объяснить свои восторги по поводу монастыря Иеронимитов (aka Jeronimos, aka Жеронимуш). Отчасти, наверное, дело в стиле мануэлино — характерной именно и только для Португалии смеси готики с мавританскими напевами и морскими мотивами — оно придает всему эффект празднично-приподнятого настроения. Для начала зашла в церковь и ахнула — именно так, в моем представлении, должны выглядеть залы в подземельях Мории, выдолбленные-выточенные трудолюбивыми гномами :). А в галерее, опоясывающей внутренний дворик монастыря, все колонны покрыты искусной резьбой с морскими/растительными орнаментами, и двух похожих там нет! Специально все обфотографировала, чтобы убедиться 🙂
    • Район Алфама (один из центральных районов Лиссабона) — белые дома с красными черепичными крышами на фоне ярко-голубого неба и изумрудно-синего океана, и, что называется, для полноты картины, — желтые трамвайчики, поспешающие вверх-вниз по узким улочкам среди всего этого цветного великолепия.
    • Мальчишкам и девчонкам, а также их родителям рекомендуется посещение лиссабонского океанариума 🙂 (район Ориенте) – одного из крупнейших в Европе, насколько я понимаю. Акулы, скаты, рыбки большие и маленькие – всего этого в достатке. Но лично я чуть не выпала в осадок, когда на меня, кося глазом, выплыла чудная, доисторического вида, рыбка sunfish :))
    • Характерные – что для Лиссабона, что для Порту – картинки: обшарпанные дома (достаточно представить себе давно не ремонтировавшуюся ванную в кафеле с ржавыми подтеками и с отбитыми местами кусками – это оно… Традиция использовать в качестве внешнего оформления дома изразцы-азулежу и, по всей видимости, дефицит финансов на ремонт приводят именно к такому результату), плотно обвешанные сушащимся бельем и с наглухо закрытыми ставнями. Мрачновато? На самом деле ясно-синее небо и яркое солнце смягчают этот образ, придавая ему своеобразное очарование. Уж не знаю, как оно воспринимается в тоскливо-дождливую погоду…
  • Порту
    • Первое, с чем у меня теперь ассоциируется Порту, – это жара 🙂 И вроде бы и температура была, не сказать, что выдающаяся (что-то в районе +25+27), но карабкание по порту-шным по горам-по долам далось как особо изощренная пытка пеклом. Может, потому, что там кругом — камень и зелени особо не наблюдается? А на берегу Доуру и в теньке не спрячешься, негде…
    • Если есть возможность приурочить посещение Порту к 24 июня (день Sao Joao — святого-покровителя города) — стоит так и сделать: получите дополнительное удовольствие. В этот день празднуется то, что мы обычно называем днем города, но у них оно — с примесью народных традиций. Празднично украшенный город, всенародные вечерние гуляния, зажигательная музыка и танцы — само собой; грандиознейший салют, которым местные жители вполне заслуженно гордятся, — тоже привлекательно; жарящиеся прямо на уличных барбекю нереально вкусные сардины — это уже нечто особое; гонка «barcos rabelos» (портвейновых лодок) и запускаемые в небо горящие шары — где вы увидите такое, кроме как в Порту?!; а в качестве той самой вишенки для торта — совершенно безумная традиция вооружаться пластиковыми молоточками-пищалками и молотить ими соседей по голове (типа, на счастье) — если не боитесь, веселье вам гарантировано %).
  • Алкобаса
    • Городок — небольшой, и, собственно, посещения стоит ради цистерцианского монастыря. Собор с рядами уходящих далеко ввысь колоннами внушает почтение. А когда осознаешь, что это величественное строение – по сути, одного с Москвой возраста… немного вышибает, знаете ли.
  • Мыс Эспишел и Мыс Рока
    • У кого как, а у меня подобные места вызывают ощущение благоговейного восторга: крутые обрывы скал над океаном, уходящим за горизонт, шум ветра и крики чаек… В этом плане мыс Рока несколько проигрывает: будучи прописанным во всех путеводителях мира как «самый западный мыс Европейского континента», он основательно загружен туристами 🙁

О людях

  • Вот интересно: Испания и Португалия – две страны, мало того, что соседствующие, но «живущие» на своем полуострове отдельно от других. И, казалось бы, должны быть весьма похожими по жизненному укладу, по складу характера населяющих их людей. Ан нет! Испанцы – бурные, взрывные, шумные. Португальцы — спокойно-лениво-расслабленные. И если испанцы (подчеркну – по моим ощущениям) торопятся жить на полную катушку, то португальцы – скорее, наблюдают за течением жизни вокруг…

О перемещениях на автомашине:

  • По моим наблюдениям, к ПДД португальцы относится довольно почтительно, на трассах если и превышают, то не больше чем на +10 км/ч.
  • Очень много круговых развязок, которые даже в часы пик, когда со всех сторон к кругу выстраиваются хвосты, минуются довольно бодро – народ не тормозит, но и не наглеет.
  • Качество дорог впечатляет, особенно на фоне обшарпанных домишек…
  • Пробки в городах — явление весьма частое. А уж в пятницу вечером за город (и в воскресенье обратно) постоять для лиссабонца — святое. Так что тут мы не отличаемся. Вот только по обочинам у них там почему-то никто не пылит…
  • Понравилось с парковкой в самом центре Лиссабона на площади Коммерсиу: места приткнуть там нос – предостаточно, причем бесплатно. Встали, и тут же подвалил некий товарищ, сильно напоминающий наших московских «типа-парковщиков»: парковка тут, типа, платная, цена вопроса – 2 евро. Поскольку я была с местными ребятами, то вопрос был решен быстро: они отправили товарища гулять лесом, объяснив мне, что он здесь бродит в расчете на туристов. На высказанное мною опасение, а нет ли тут привычки машины не заплатившим портить, в ответ увидела сильно округлившиеся глаза 🙂
  • Одно из впечатлений, крепко ассоциирующихся у меня теперь именно с португальскими автодорогами, – запах эвкалиптов, перебивающий все, в т.ч. запах бензина и пр. К тому же пейзажи с эвкалиптовыми рощами за окном усиливают ощущение «иноземности», это вам не среднеевропейские сосенки-березки.

О еде:

  • Рыбные блюда в Португалии – «a must» :), мимо проходить не советую. Очень вкусно и на удивление дешево («на удивление» — потому, что отнюдь не во всех приморских странах я встречала такие цены на рыбу). Искренне рекомендую в качестве сопровождения vino verde («зеленое вино») – молодое португальское вино, некрепкое и освежающее, в жару – то, что надо, и с рыбкой отлично сочетается.
  • Португальцы весьма трепетно относятся к кофе. И могут долго распространяться на тему, почему их кофе лучше итальянского. И могу сказать, что реально в любой забегаловке вы получите кофе на порядок лучшего качества, чем в ином приличном ресторане Москвы…

О транспортном сообщении:

  • Несмотря на свою общую неторопливость-расслабленность, расписания электричек-автобусов (а покаталась я на них много) португальцы соблюдают вполне четко.
  • В отличие от, скажем, Германии, где по стране удобно передвигаться на поездах (если не на машине, конечно 🙂 ), в Португалии более развито междугороднее автобусное сообщение.
  • Покупка билетов: 
    как и везде, вполне можно понадеяться на авось: приехать к отправлению автобуса и купить билет перед посадкой. При условии наличия свободных мест – не проблема, но, понятное дело, что это не действует на самых популярных маршрутах в «часы пик» (к примеру, между Порту и Лиссабоном в пятницу вечером и воскресенье вечером перемещается довольно много народа). Если рисковать – не охота, к вашим услугам – кассы на автовокзале, главное – разобраться, какая из них к какой автобусной кампании относится и, соответственно, на какие маршруты билеты продает. По моему опыту, кассиры по-английски разумеют редко, поэтому полезно иметь с собой листочек бумаги, на котором можно изобразить исходные данные (впрочем, можно воспользоваться и книжечкой с расписанием искомого маршрута, которые, как правило, лежат в свободном доступе). На выдаваемом вам билете указывается не только маршрут и время, но и место в автобусе (соответственно, драк при посадке не наблюдается 🙂 )

О метро:

  • Прежде всего, отмечу, что метро в Лиссабоне и метро в Порту — это две совсем отдельные истории, имеющие между собой на порядок меньше общего, чем метро, скажем, московское и питерское.
  • Метрополитен в Лиссабоне — это 4 ветки, более-менее равномерно распределенные по городу. Названия веток — по цвету линии (в объявлениях о следующей станции так и говорят «пересадка на зеленую линию»). При пересадке надо обращать внимание на конечную станцию в том направлении, в которым вы едете, и отслеживать на указателях ее, и тогда не заплутаете. Основная масса станций, которая может заинтересовать туриста, попадает в 1-ю зону, стоимость разовой поездки по первой зоне в 2007 году составляла 0,65 Eur. Билетики покупаются элементарно в автоматах в вестибюлях станций. На входе — турникеты, как в Москве, Париже, etc. Метро — довольно современное. И много красивых станций, кстати.
  • Моя реакция на метрополитен в Порту — ребята заморочились… Четыре ветки идут параллельно-рядышком (по городу, на окраинах расходятся), пятая — в гордом одиночестве перпендикулярно им. Это было мое первое, скажем так, удивление. Второе приключилось при попытке купить в автомате билет, тарифы на который различаются в зависимости от количества проезжаемых зон. Коих оказалось какое-то немерянное количество :), разобралась не сразу (и до сих пор не уверена, что разобралась правильно). Третье, на этот раз не столь сильное — такое мне уже доводилось видеть в Вене и Амстердаме: на входе турникетов-заграждений нет, есть парочка валидаторов, у которых надо просто билетиком «отметиться». Четвертое: когда в какой-то момент поезд вынырнул из подземки и дальше пошел как трамвай с соответствующего вида остановочками 🙂

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *