norway route

Норвегия, июль 2008 | Подготовка (+инфо постфактум)

Билеты на паром
почитали отчеты соотечественников-автопутешественников (кто-то предпочитает купить билеты заранее, а некоторые — на месте), поприслушивались к собственным ощущениям (лучше все-таки «заранее»), выяснили, что приобрести на выбранный нами паром Viking Line билеты через интернет невозможно (надеюсь, что это изменится), и купили автопакет через paromy.ru 

Визы
Получение виз не доставило никаких проблем (кроме чисто организационных – на эти даты пришелся ремонт в консульском центре, документы принимали в одном окошке, и, к сожалению, мы в первый раз проскочить не успели). Документы подавали на всех троих одновременно. Базовый список взят с сайта норвежского посольства. В результате в нашем пакете были:

  • Анкеты на визу на каждого с наклеенным фото (по 2 экз.)
  • Загранпаспорта
  • Распечатка карты с маршрутом поездки
  • Табличка с маршрутом, перечислением ночевок и контактными данными забронированных кемпингов
  • Распечатки e-mail’ов – переписка с кемпингами на предмет брони
  • Подтверждение покупки билетов на паром
  • Страховки (3 мед + 1 грин)
  • Копия вод.прав
  • Выписка со счета (только одного из троих, этого хватило) + спонс.письма
  • Справки с места работы/учебы

Update’2009: Норвежцы упростили процесс подачи документов на визы, сделав специальный  визовый портал, на котором заполняется анкета на визу, после чего, уже безо всякой очереди, весь комплект документов сдается в визовый отдел посольства.

Кемпинги
— брали с собой всяко-разную одноразовую посуду – в итоге почти не пользовались: в кемпингах всегда была посуда и, как правило, весьма симпатичная 
— хотя мы и знали, что в домиках будут одеяла-подушки, но взяли с собой свои, сразу «упаковав» их в постельное белье, – на практике это оказалось ну оооочень удобно: «сборка/разборка» постелей занимала минимум времени. 

Питание
По ресторанному питанию в Норвегии ничего сказать не могу, не пробовали.  Но зато мы там по вечером закатывали себе такииие пиры со свежекупленной-свежепожаренной рыбкой, заседая на балкончике очередного домика с видом на фьорды… ммм… 🙂 
А цены в магазинах на продукты питания — вполне себе московские…

Язык общения
в отличие от шведов, которые — такое впечатление, что абсолютно все, — свободно говорят по-английски, норвеги с english не дружат. Впрочем, объяснения «на пальцах» прокатывали на ура и с взаимным удовлетворением для обеих сторон 🙂 

Ритм передвижения:
За исключением «рывков» туда и обратно (из Москвы до границы — за день, и так же обратно; да по Швеции в ту сторону 800 км за день), в остальное время мы передвигались в режиме 220-250 км/день. И один день (в Гейрангере) был «безмашинным». Мне такой темп показался вполне комфортным. И пешком мы налазились будь здоров, и из окна машины полюбовались на пейзажи, переводя дух, и много мест посетили, от езды при том не особо утомляясь.

Карты/навигатор
навигатора у нас не было. По ощущениям, для передвижения по стране он и не нужен (предварительный просмотр карт дает общее представление, а указатели расположены так, что ошибиться невозможно). А вот в городах, при всей моей любви к изучению карт и полному отсутствию топографического кретинизма, голосящий навигатор определенно бы не помешал: разрешенные/запрещенные повороты, одностороннее движение и т.п. не дают расслабиться и получать удовольствие от красот за окном. По Тронхейму и вовсе пришлось пару кругов нарезать, прежде чем удалось вырулить к нужной точке, спасибо — городок небольшой 🙂 В общем, теперь думаю все-таки обзавестись навигатором, в планах есть посещение европейских городов.

Бензин:
Безмерно порадовал расход бензина, упавший с московских примерно 10л/100 км до спокойных норвежских 6л/100км. И особенно это приятно было с учетом европейских цен на бензин (не буду оригинальна и отмечу, что они существенно отличаются от наших, и не в лучшую сторону, естественно). Так, при московско-питерской цене на Аи95 25-26,5 руб/л на тот момент, в Финляндии он стоил 1,49-1,59 Eur/л (курс=36,9 руб/Eur), в Швеции мы заправлялись по 13,8-13,99 SEK/л (курс=3,93 руб/SEK), а в Норвегии — по 12,9-14,09 NOK/л (курс=4,65 руб./NOK). Что называется — почувствуйте разницу!… И обратите внимание на разброс цен на бензин в той же Норвегии: 12,9 NOK/л — это, конечно, была редкостная удача, но в районе 13,2-13,3 вполне можно было найти. И, по нашему опыту, наилучшей ценой отличались заправки Shell (кто бы мог подумать… в России это одна из самых дорогих заправок…)

Особенности оплаты банковской карточкой за бензин:

  • вариант (а) — элементарный: подъезжаете к колонке, заливаете столько бензина, сколько вам надо, идете в магазинчик и платите кассиру за залитое. Не всегда возможен, потому что магазинчик может быть закрыт и вам доступны только колонки-автоматы, то бишь
  • вариант (б) — поинтереснее (для тех, у кого нет опыта пользования такими колонками и кто при этом не умеет читать по-шведски/норвежски…). Последовательность действий, определенная нами методом проб и ошибок (ну и отчасти не без помощи аборигенов :-): вставить карточку, ввести пин-код, подтвердить его кнопкой, наиболее похожей на enter (klar или что-то вроде этого), выбрать номер колонки (опционально — в том случае, если автомат-терминал рассчитан на несколько колонок), выбрать заливаемый бензин (опционально), забрать карточку (в этот момент мне приходила смс-ка о блокировке на карточке некой минимальной суммы вроде 1 NOK), вставить заправочный пистолет в бак, залить бензина столько, сколько вам надо. Собственно, все. Реальная сумма списывалась с карточки через день-другой.

Особенность шведских заправок: при оплате карточкой в режиме «автомат» бензина нам заливалось ровно на 40 шведских крон. В первый раз это сильно озадачило, поскольку нужно было больше, и я решила, что мы что-то делаем не так. Но так было и на других заправках. А вот в Норвегии мы в таких же ситуациях спокойно заливали до полного бака.

Местные паромы:
Едешь себе по дороге, едешь, и вдруг в какой-то момент упираешься в берег фьорда и дальше пути нет. Значит, пора грузиться на местный паромчик. И для начала надо правильным образом встать в очередь: в соответствии с нарисованными на асфальте полосами сначала заполняется линия «1»; когда в ней уже не остается места, надо заезжать и вставать первым в линию «2», ну и т.д. Выскакивать из машины и бежать искать кассу — не надо. Когда причалит паром (или незадолго до этого) к очереди из машин подойдут специальные мальчики-девочки с сумками-кассами на боку и быстро-быстро соберут с водителей плату за проезд (которая, помимо расстояния паромной переправы, зависит также от габаритов машины и кол-ва пассажиров). Впрочем, иногда бывает, что плату за проезд они собирают уже непосредственно на пароме. Мы один раз платили, уже практически съезжая на берег. 

Кстати, ребята-кассиры банковские карты в оплату не принимают, но это не означит, что это невозможно в принципе: как правило, на пароме в кафешке есть терминал, на котором у вас примут оплату картой (проверено на себе).

Прочие мелочи:
Незаменимой вещью в этой поездке оказался ноутбук (раньше никогда не брали). У кого как, но мы фоткали на 3 фотоаппарата, и каждый вечер приходилось скидывать на ноут отснятое – карты памяти забивались полностью. Естественно, потом уже в Москве был произведен тщательный отбор-отсев, но на месте, по горячим следам, это было сделать нереально %). Правда, мы рассчитывали, что можно еще будет где-нибудь при необходимости воспользоваться халявным wi-fi инетом, но оказалось, что эта история — не про Норвегию. 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *