09.10.2010
Гриндельвальд — музей Балленберг — ущелье реки Ааре — горные перевалы — Люцерн
Пробег за день — 241 км
С сожалением прощаемся с Гриндельвальдом… Мы еще не знаем, что по насыщенности и разнообразию впечатлений нас ждет самый-самый день по всем путешествии.
Первым делом, сквозь залегшие в Интерлакене облака, направляемся в музей швейцарских традиций под открытым небом Freilichtmuseum Ballenberg (точка «B» на карте дня). Заехать «обязательно!» в этот музей мне порекомендовал один приятель, добавив, что был там и поедет туда еще, так там замечательно. Ок, мы рядом, почему бы и не заехать и не провести там пару часиков, решили мы. И зависли на полдня 🙂 Классный музей! На территории в несколько гектар собраны строения — жилые и не только — характерные для разных частей Швейцарии, внутри — традиционные интерьеры и всякие там старинные вещицы. Ты можешь везде лазить и все щупать и проникаться местным духом. Плюс наглядно представлены местные ремесла: тут кружева плетут, там хлеб пекут, а вон в том домике колбаса коптиться. Живность всякая пернатая-хвостатая по дворикам бегает… В общем, при вдумчивом осмотре, да еще и с детьми, которым в Балленберге вообще полное раздолье, можно не один день тут провести 🙂
Для справки: билет на взрослого — 20 франков, детский — 10 франков. Приехали всей семьей? Вам полагается скидка. Планируете посвятить прогулкам по Балленбергу не один день, а парочку? Скидка. Паркинг — бесплатный. В общем, приезжайте, гости дорогие, знакомьтесь с историей и обычаями страны поближе.
Примеры «архитектурной» части музея:
Интерьеры, жилые и хозяйственные:
«Ремесленная» составляющая:
«Зоопарковая» (ну ладно, сельхоз)) часть:
И прочая, и прочая…
Буквально в 15 км от Балленберга находится еще одна Sehenswürdigkeit (то бишь досто(йная-внимания-)примечательность) — ущелье, сквозь которое бежит река Ааре, собственно, ею же в свое время и проложенное. Так вот, вдоль стен того ущелья в конце 19-го еще века (!) проложили балкончики-дорожки и организовали аттракцион под названием Aareschlucht. Вход, как и полагается входу в Провал, — платный, но, видимо за столько-то лет стоимость сооружения балкончиков уже отбили, поэтому по местным меркам плата копеечная (15 франков на двоих).
После активного топания ногами хочется уже размять руки и покрутить рулем поактивнее — едем в горы. Люблю езду по серпантинам, как и в тумане, — что-то принесет очередной поворот?..
Кидаем взгляд на серпантины перевала Фурка, ух!, но нам не туда, мы едем южнее — к италошвейцарцам.
Такое впечатление, что все машины, которых и так-то не толпа, проследовали именно к Furka-pass, и мы продолжаем движение без навязчивых преследователей, сбросив скорость до совсем уж неприличных 50 км/ч 🙂 А как можно иначе насладиться в полной мере видами?
Стоило нам перевалить через Пассо делла Новена, как нас поглотило то самое облако, густое-прегустое. Мысль о том, что в нескольких сотнях метрах за спиной сияет солнце, кажется уже абсурдной. Видимость, буквально, метра 3-4. И полное ощущение, что мы одни в этом мире. Для полноты картины: проезжая мимо нескольких машин на обочине, понимаем, что в них никого нет… брошены? Люди, где вы?! ау! 🙂
По всей видимости, для объяснения происходящего из тумана выплывает табличка населенного пункта (самой деревеньки не видно) — All’Aqua 🙂 Типа, чего ж вы хотели, да, у нас кругом вода!
Тем временем мы приближаемся к знаменитому перевалу San Gottardo. И крепнет подозрение, что Svizzera (итал.Швейцария) так нам себя и не покажет. Нет, ну интересно, а как же мы отдадим дань уважения Суворову, где-то в этих краях перевалившему со своей армией через Альпы?! По ощущениям, мы уже миновали это место, даже и не заметив 🙁 Тут, как будто специально, ну просто насмехаясь над нами, туман начинает рассеиваться. И вот когда последняя пелена свалилась к нам под передние колеса, боковым зрением, уже влетая в очередной туннель, я замечаю образ, виденный на картинках. Кажись, мы только что проскочили мимо Teufelbrücke! 🙂 А, не беда, при первой же возможности разворачиваемся и чешем назад. И уже практически в сумерках прыгаем по Чертову мосту и гордимся за фельдмаршала-сотоварищи у соответствующего монумента.
Добравшись наконец до Люцерна, порадовались за то местечко, где мы проведем ближайшие три ночи 🙂
Дом построен в конце 19-го еще века, но свежеотремонтирован и вообще классный!
10.10.2010
Люцерн — Энгельберг — Люцерн
Пробег за день — 74 км
Мрачное небо с утра не обещало ничего радостного. Но кто говорил, что гулять под дождем неинтересно? Уж точно не мы 🙂 Вот и запрыгнули в машину да поехали покорять гору Титлис.
35 километров пути и мы в Энгельберге, откуда стартуют подъемники на гору Титлис. Уже по дороге, карабкаясь по серпантину к Энгельбергу (а он расположен на высоте 1000 метров с копейками над уровнем моря), мы взобрались над облаками! Ура!
В очереди на подъемник топчутся сноубордеры — там наверху (на высоте около 3000 метров) вполне достаточно снежных трасс для тех, кто никак не может дождаться зимы.
Подъемник на Титлис (точнее, последний его этап) — развлечение само по себе: гондола в процессе подъема вращается, предоставляя возможность оценить окрестности со всех сторон. Мы, правда, не смогли оценить — решили все-таки не подниматься на самый верх, недешевое удовольствие за просто прокатиться (164 франка за туда-обратно на двоих). Довольствовались билетами до промежуточной станции — Трюбзее (1800 метров над уровнем моря). Не пожалели! 🙂
И знаете, что еще там было классно, в чём я там в очередной раз позавидовала жителям этой страны? Вокруг озера помимо обычных скамеечек для наслаждения видами, воздухом, etc. есть еще много площадок для барбекю — оборудованных жаровнями, рядом ящик с углем, столы с лавками…. Было воскресенье, и везде сидели и радовались жизни и друг другу семьи, причем, как правило, не просто папа-мама-дети, а представлены сразу три-четыре поколения…
В этот же день оставалось еще вполне достаточно времени для прогулки по Люцерну.
11.10.2010
Люцерн — Альпнахштад — Витцнау — Люцерн
Пробег за день — 65 км
Хмурое утро уже не так пугает — ведь есть надежда, что мы и сегодня вознесемся над облаками 🙂
Вообще, это должно быть классно — жить в стране, где ты можешь, промучавшись от отсутствия солнца в серые унылые будни, запрыгнуть в машину, пересесть на подъемник и оставить облака под собой, подставив физиономию солнышку. Одна только мысль греет 🙂
У нас же на текущий день в перспективе был подъем на гору Пилатус и при благоприятном стечении обстоятельств — на гору Риги, находящуюся на противоположном берегу Люцернского озера (вообще-то оно называется Vierwaldstattersee, но «Люцернское» явно проще произнести). По крайней мере, путеводитель Lonely Planet утверждает, что две эти горы вполне можно объединить в рамках однодневного маршрута.
Так в итоге и получилось:
Итак, сначала доезжаем на машине до городишки Альпнахштад (точка «B» на карте). Здесь разыгралась приятная сценка. Вылезаю из машины, и тут дама, общающаяся с мужем у соседней машины, поднимает голову и отчетливо, хоть и с сильным акцентом, произносит: «Добрый день!» 🙂 Как выяснилось, она — швейцарка, в свое время учила русский язык в Санкт-Петербурге. Правда, это было давно, и в процессе разговора мы перешли на английский, но тем не менее. А нас она «вычислила» по номеру машины. Не скрою, было приятно.
Жизнерадостный красный вагончик Pilatusbahn’а вознес нас на вершину горы Пилатус и — да, над облаками 🙂
При желании и на Пилатусе можно найти гулятельные маршруты подлиннее, но желания ссыпаться вниз пешком особого не было, мы побродили по вершине туда-сюда и через пару часов намылились вниз на том же самом красном фуникулерчике.
Задачу переправки на другой берег нам существенно упростил паром, который ходит по «поясу» вытянутого Люцернского озера — между городками Бекенрид (точка «C» на карте) и Герзау. Кстати, на фоне стоимости подъемников в Швейцарии возможность сократить путь вокруг озера стоит копейки — 21 франк за машину с водителем и 4 за каждого взрослого пассажира. Самое смешное, что переправлялись на тот берег лишь в компании одной велосипедистки, наш вольвик в гордом одиночестве торчал посреди парома 🙂 Удовольствие от переправы было немного подпорчено лишь невозможностью сделать толковые снимки — низкая облачность никуда не делась, пока мы гуляли по Пилатусу.
В Витцнау (точка «D» на карте) впервые столкнулась с ситуацией, когда на платной парковке, которая была вроде бы Frei (т.е. места есть), никак не могли найти места; покружив по ней немного, поняли, что место — одно — формально, действительно, есть, но оно — между каким-то фургоном и строительными лесами и сгодилось бы какому-нибудь Смарту, а не нормальной машине 🙁 Нежелание суетиться с билетиком парковочным, чтобы получить возможность для выезда, перевесило, и я таки втиснулась в ту щель! Жалею, что в запале не сфотографировала результат 🙂
Покупка билетов на Ригибан обернулась еще одной неожиданностью, на этот раз приятной: поскольку уже перевалило за два часа пополудни, то, как выяснилось, нам полагалась за такой «урезанный» визит скидка в 20%.
На вершине — Rigi-Kulm — задувал неслабый ветрило, поэтому, сильно не мешкая, пошли по одной из троп, ведущих вниз. В таком позднем прибытии есть свои преимущества — народ на тропе нам практически не попадался…